Валентин Н. Марунин
Россия, Санкт-Петербург
В данной работе предложен метод оценки толерантности, основанный на анализе нормальных модальностей и аномальных модальностей. Методика позволяет отражают эмоционально-нравственную структуру общественной психологии народа, нации, профессиональной общности и личности не только конкретного исторического периода, но и позволяет построить графики ее изменения во времени. Данный подход дает возможность не только анализа, но и прогнозирования увеличения (уменьшения) отрицательных (положительных) оценочных показателей текста (автора текста).
Метод оценки предназначен для использования в качестве методологического инструмента в издательствах, центрах изучения общественного мнения, государственных структурах, анализирующих работу СМИ и спецподразделениях, в задачу которых входит автоматизация и анализ электронных текстов по степени "проблемности".
По оценкам авторитетных международных источников количество информации в Мире удваивается за семь лет. Возрастающая динамика роста информационных объемов, ставит актуальные вопросы по разработке специализированных методик по автоматизации ее оценочных показателей (качество изложения текста, научная объективность, толерантность, безопасность и др.).
Трудности точного отображения данных показателей в языке общеизвестны и сложно вербализуются. Оценка представляет собой вербальное, словесное определение свойств и качеств предметов и явлений, выраженное словом или словосочетанием. Высказывание оценки является высвобождением определенного психосоциального напряжения (энергии, устремления, мотива) оценки, возникающего у человека в ответ на собственную потребность или внешний стимул высказать ее в процессе общения.
Проблема, точнее, связка двух проблем - чувств и оценок, - чрезвычайно противоречива и не достаточно исследована.
Работы Е.Вольфа, где рассматривается (истинность/неистинность, важность/неважность и т.п.) и З.Эртеля аналично - "жесткие" (всегда, никогда, все, никто и т.п.) и "мягкие" (не всегда, иногда, не все, некоторые и т.п.) и им аналогичные можно рассматривать, как Линейные (одномерные, вырожденные) или Переходные (гегелевские).
В общем виде от зависимости вида связей различаются следующие типы триад:
1. Линейные (одномерные, вырожденные), когда все три элемента расположены на одной оси в смысловом пространстве. Например, 1―10―100 или левые―центр―правые. Структурно они не богаче, чем диады.
2. Переходные (гегелевские), характеризуемые известной формулой тезис®антитезис®синтез. Они провозглашают снятие противоречия, не раскрывая его движущей структуры.
3. Системные (целостные), состоящие из трёх равноправных элементов одного уровня общности. В них каждый элемент может служить мерой совмещения двух других. Все системные триады обладают единой смысловой структурой, обусловленной способностью человека мыслить одновременно и понятиями, и образами, и символами. В семантической формуле рацио-эмоцио-интуицио проявляется как тринитарный архетип. Смысловое сходство системных триады можно рассматривать как гомологический закон, управляющий структурной динамикой целостных образований.
Примеры линейной типологизации детально проанализированы в работах В.В. Максимова, в которых рассмотрены вопросы оценки текста не предмет безопасности. Существенным недостатком предложений автора является отсутствие учета фразеологических единиц (ФЕ) русского языка, которые при анализе текста в ряде случаев дают противоположные результаты. К примеру, слово "Убить" и ФЕ русского языка "Убить время" имеют различное смысловое значение. Однако, его идеи о психо-эмоциональном цикле (рис. 1) являются важным вкладом и незаменимым средством для решения широкого спектра задач контент-анализа.
Целью данной работы является разработка методологии по оценке толерантности текстов, которая учитывает не только линейные оценки (опасность, паника, отчуждения и др.), но и системные, которые формируются на основе анализа ФЕ русского языка (убить время, убрать конкурента, стреляный воробей и т.д.). Итоговые показатели дают семантически более точные смысловые результаты для включения (идентификации) или не включения в смысловую группу.
В результате исследований составлен словарь, который систематизирует слабо формализуемую лексику русского языка, обозначающих более 18 тысяч оттенков социальных чувств и оценок (интеллектуальных эмоций и чувств).
Словарь состоит из трех частей: Классификатор основных типов и модальностей чувств и оценок (табл. 1), Алфавитный словник с индексами терминов и ФЕ русского языка, Синонимический словарь, состоящий из 140 списков слов-синонимов и ФЕ-синонимов для поиска значений.
Классификатор состоит из 35 основных типов чувств и оценок по 4 основных модальности в каждом типе: по две нормальных – положительная и отрицательная, и по две аномальных (положительная и отрицательная; девианторы и стрессоры). В основу типологии выражений чувств и оценок положено представление о психо-эмоциональном цикле (рис. 1).
С помощью классификатора каждому слову и ФЕ в Алфавитном словнике заданы буквенно-цифровые индексы, указывающие места его синонимов в Синонимической части Словаря. Поиск содержания искомого слова и ФЕ осуществляется по индексам в Синонимическом словаре, с помощью которых выбираются группы синонимов, отражающих номинальный состав слово-смыслов и ФЕ-смыслов искомого значения.
Словарь построен в виде алфавитного списка одиночных оценочных слов (без словосочетаний) и ФЕ русского языка. Каждому слову и ФЕ русского языка соотнесены один или более буквенно-цифровых индексов по схеме "цифра―буква―цифра".
Фрагмент алфавитного словаря
Термины и фразеологические единицы | Индексы |
Аморальн - (ый, ая, ое, ого, ые, ых, ым, ыми, о) | 14А2 |
Блудн - (ым,ого .... .) сын(ом, а, .....) | 1А1;2,9,12,20,25Н2 |
Авось | 1A1; 4H1; 19H2; 33A2 |
Бочк-(у,у, ....) кат-(ишь,ить, ....) | 17Н2;23А2 |
В три погибели | 27А2 |
Первая цифра (от 1 до 35) обозначает тип чувства―оценки, буквы (или Н или А) ― нормальную или аномальную модальность, уточняемую второй цифрой (1 или 2). Наличие нескольких индексов у одного слова, разделенных точкой с запятой, обозначает разные его значения, которые оно может принимать в зависимости от контекста его использования.
Слова в алфавитном словаре, как правило, разделены знаком тире на "корневую" часть и окончание. Сделано это из "компьютерных" соображений и адаптации словаря к машинному варианту с целью автоматизации оценочного контент-анализа.
Табл. 1. Классификатор социальных чувств и оценок
№ типа |
Аномальные положительные модальности (девиантные) |
|
Аномальные отрицательные модальности (стрессоры) |
|
Положительные (императивные) |
Отрицательные (нормативные) |
|||
А1 | H1 | H2 | A2 | |
1 | Беспечности | БЕЗОПАСНОСТИ | Опасности | Паники |
2 | Благодушия | БЛАГОПОЛУЧИЯ | Неблагополучия | Несчастья |
3 | Навязчивости | ВНИМАНИЯ | Невнимания | Бездушия |
4 | Фанатизма | ВЕРЫ | Сомнения | Неверия |
5 | Амбиции | ГОРДОСТИ | Неудачи | Безуспешности |
6 | Протекционизма | ДРУЖБЫ | Недружелюбия | Вражды |
7 | Самодовольства | СИЛЫ | Слабости | Болезни |
8 | Ажиотажа | ИНТЕРЕСА | Безучастности | Отчуждения |
9 | Космополитизма | ПАТРИОТИЗМА | Национализма | Шовинизма |
10 | Всеведения | КОМПЕТЕНТНОСТИ | Заблуждения | Незнания |
11 | Групповщины | КОЛЛЕКТИВИЗМА | Потерянности | Индивидуализма |
12 | Ревности | ЛЮБВИ | Равнодушия | Ненависти |
13 | Упрощения | ЛЕГКОСТИ | Сложности | Непосильности |
14 | Ханжества | НРАВСТВЕННОСТИ | Фальши | Аморальности |
15 | Бодрячества | ОПТИМИЗМА | Пассивности | Отчаяния |
16 | Бездумности | ПОНИМАНИЯ | Неясности | Абсурда |
17 | Бюрократизма | ПОРЯДКА | Беспорядка | Хаоса |
18 | Демагогии | ПРАВДЫ | Неправильности | Беззакония |
19 | Алчности | ПОТРЕБНОСТИ | Возможности | Недопустимости |
20 | Уравниловки | РАВЕНСТВА | Неравенства | Дискриминации |
21 | Махинаторства | РЕШЕНИЯ | Проблемы | Безвыходности |
22 | Вседозволенности | СВОБОДЫ | Зависимости | Угнетения |
23 | Авантюризма | СМЕЛОСТИ | Боязни | Страха |
24 | Корыстолюбия | СОБСТВЕННОСТИ | Дефицита | Утраты |
25 | Чванства | СОВЕСТИ | Стыда, вины | Обиды |
26 | Покорности | СОГЛАСИЯ | Возражения | Протеста |
27 | Культа | УВАЖЕНИЯ | Неуважения | Глумления |
28 | Аскетизма | УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | Ухудшения | Возмущения |
29 | Попустительства | ХОЗЯИНА | Нерадивости | Развала |
30 | Прожектерства | НОВОГО | Обыденности | Косности |
31 | Экстремизма | ЦЕЛИ | Конформизма | Смирения |
32 | Мании величия | Я, СЕБЯ, СВОЕГО | Скромности | Чужого |
33 | Преувеличения | ВАЖНОСТИ | Несущественности | Пренебрежения |
34 | Время-плюс | МЕРА ВРЕМЕНИ | Нулевое время | Время-минус |
35 | Величина-плюс | ВЕЛИЧИНА-МЕРА | Нуль-величина | Величина-минус |
В основу типологизации и группировки выражений чувств и оценок было положено модельное представление о психо-эмоциональном цикле (рис.1), отображающем циклический (и синусоидальный, волновой) характер переживания человеком имеющегося у него спектра чувств данного типа, непрерывно и периодически сканируемых его психикой по круговой шкале интенсивности. Основные модальности (Н1―А1―А2―Н2) выступают в круговой модели цикла как 4 фазы развертывания чувств-оценок каждого типа.
Интенсивность (сила) чувства
Обозначения:
I - вертикальная координата ИНТЕНСИВНОСТИ (силы) чувства-оценки
Н1―Н2 - зона нормальных модальностей (положительных и отрицательных);
А1―А2 - зона аномальных модальностей (положительных и отрицательных);
М - зона "молчания" чувств данного типа;
П - зона "переключения" полярных модальностей;.
п(+), п(-) ― психо-эмоциональные пороги высказывания оценок данной модальности (по уровню их интенсивности).
Состав словаря и классификатор чувств отражают эмоционально-нравственную структуру общественной психологии народа, нации, профессиональной общности, конкретного исторического периода. Она может быть зафиксирована по текстам (например, по письмам, по литературе, газетам и т.д.).
Отбор терминов в словарь, классификационный анализ слов и словника в целом, разработка типов чувств-оценок и образующих их модальностей проводились параллельно и одновременно, исходя из следующих принципов:
1. Принцип ПОЛЯРИЗАЦИИ ОЦЕНОК (чувств) на положительные и отрицательные;
2. Принцип ВЕРБАЛЬНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ утверждающий, что каждому ТИПУ чувств соответствует свой список оценочных синонимов;
3. Принцип ПАРАБОЛИЧЕСКОГО ШКАЛИРОВАНИЯ чувств и выражающих их оценок; согласно ему список синонимов данного ТИПА чувств-оценок может быть упорядочен в виде шкалы интенсивности их выражений - от максимума положительного значения до максимума отрицательного значения со средней точкой "нулевой" интенсивности;
4. Принцип СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИВНОСТИ чувств и оценок, утверждающий разделение каждой ветви параболической шкалы каждого типа чувств на две части (рис.1): нормальных и аномальных модальностей, каждая из которых включала положительную и отрицательную модальности.
В результате автоматизированной обработки текста выводится матрица показателей (35х4), которые преобразуются в графическое изображение ― Геномограмму. Геном подразумевает в данном контексте уникальность эмоциональной структуры текста.
Геномограмма дает визуальное представление о данных показателях для специалистов из различных областей знаний. Сравнение двух или нескольких геномограмм дает возможность не только анализа, но и прогнозирования увеличения (уменьшения) отрицательных (положительных) оценочных показателей текста (автора текста).
Интеллектуально-познавательный потенциал методологии рассматривается, как особая человеко-машинная технология социального познания процессов, происходящих в обществе, по массивам текстов, продуцируемых в нем (по письмам, книгам, газетам, законам, постановлениям).
Используемая литература
1. Ertel S. Content-Analysis: An alternative approach to open and closedminds//High School Journ. Univer. North Carolina, 1985. P.54-61. Его же: 23. Ertel S. Nazi leaders' intolerance of entropy//Politische Psychol. 1981. Sonderheft 12. S.326-335.
2. Баранцев Р.Г. Системная триада - структурная ячейка синтеза // Системные исследования. Методологические исследования. Ежегодник 1988. М.: Наука, 1989. С. 193-209.